История создания
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
Из досье "НГ"
Геннадий Николаевич Очеретин родился 18 декабря 1951 г. В Вооруженных силах с 1968 г. Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище (1971 г.) и Военную академию тыла и транспорта (1978 г.). Военную службу проходил начальником служб горючего и смазочных материалов танковой дивизии, общевойсковой армии, Забайкальского военного округа, Западной группы войск. С 1999 г. - начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО РФ. Награжден орденом "За военные заслуги", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и медалями. Воинское звание - генерал-майор.
- Геннадий Николаевич, трубопроводным войскам исполняется 50 лет, и 25 декабря отмечается очередная годовщина ввода советских войск в Афганистан. Как проявили себя трубопроводные войска в той войне?
- Для удовлетворения потребностей войск в горючем на территории Афганистана были развернуты полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) на двух направлениях общей протяженностью более 1200 километров. В сочетании со складами и автомобильными подразделениями подвоза горючего сложилась и в течение 9 лет устойчиво функционировала своеобразная трубопроводно-транспортно-складская система подачи соединениям и частям ограниченного контингента горючего. В частности, по ПМТ его перекачали 5,4 миллиона тонн - 80% от общего объема подвоза. Опыт использования ПМТ в Афганистане в очередной раз убедительно подтвердил их исключительно важные роль и место в системе обеспечения войск. Скажу так - если бы не наши трубопроводы, то ударная и армейская авиации 40-й армии не выполнили бы поставленных перед ними задач.
- К началу 80-х годов трубопроводные войска существовали уже три десятилетия...
- Совершенно верно. Но здесь необходим небольшой исторический экскурс. Рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейшего вида материальных средств, непосредственно влияющего на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим все больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам, что потребовало начать поиск эффективных путей решения данной проблемы.
В декабре 1933 года трестом "Нефтепроводстрой" по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА был разработан проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной 100 километров, диаметром 75 миллиметров и производительностью 350 тонн в сутки. Это первый в военной истории проект полевого магистрального трубопровода. Заказ на изготовление его комплекта промышленность получила в 1934 году, однако выполнению помешал ряд трудностей, в том числе недостаток финансовых средств и отсутствие налаженной технологии производства труб.
- Видимо, Великая Отечественная война дала толчок развитию полевых магистральных трубопроводов и обслуживающих их частей?
- Несомненно. В частности, уже на третьем месяце войны особенно тяжелое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осажденный Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Но это не решало проблему.
В апреле 1942 года принимается решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Надо сказать, что в то время эта идея сама по себе была необычной - раньше нигде в мире такие работы не выполнялись. В нашей стране в довоенное время сооружались лишь короткие трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек, Волга, но данный проект по протяженности и сложности аналогов не имел. По своей конструкции это был сборно-разборный трубопровод из труб с резьбовым соединением, но они для надежности после свинчивания дополнительно сваривались между собой.
Сооружение трубопровода осуществлялось в непосредственной близости (2-2,5 километра) от противника под непрерывным огневым воздействием. Уникальный нефтепродуктопровод протяженностью 29 километров, в том числе 21 километр под водой, на глубине до 12,5 метра, был построен за 43 дня. В 1943 году трубопровод был удлинен еще на 5 километров. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Это был первый отечественный опыт по преодолению полевыми трубопроводами крупной водной преграды.
- А когда начали формироваться первые трубопроводные части?
- Первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов, был приобретен в конце 1944 года. На основе достигнутых в то время с правительством Румынии соглашений сформировали четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерскую по строительству металлических резервуаров. США по ленд-лизу поставили комплекты сборно-разборных трубопроводов. Линия американского трубопровода протяженностью 220 километров и диаметром 100 миллиметров была развернута в тыловой полосе 2-го Украинского фронта.
Несмотря на то что после окончания войны батальоны перекачки горючего расформировали, это отнюдь не означало, что задача по созданию трубопроводных частей утратила свою актуальность. Ее следовало решать на новом, более высоком качественном уровне. К этой идее вернулись 14 января 1952 года, когда была подписана директива "О формировании отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу". Поэтому 14 января 1952 года и считается датой создания трубопроводных войск. В этот же период сильный импульс получили работы по созданию отечественного полевого магистрального трубопровода. При его разработке прототипами послужили отечественные полевые коллекторы и американский военный сборно-разборный трубопровод.
- Как решался этот вопрос в дальнейшем?
- В 1952-1953 годах был разработан, изготовлен промышленностью и подвергнут всестороннему испытанию опытный образец ПМТ-100-100. Результаты оказались положительными, и вскоре промышленность изготовила шесть комплектов таких трубопроводов. Для обеспечения большей производительности ПМТ уже в период испытаний трубопровода диаметром 100 миллиметров началась разработка трубопроводов диаметром 150 миллиметров - ПМТ-150 и алюминиевого ПМТА-150. Эти трубопроводы по производительности (2000 тонн в сутки) более чем в 2 раза превышали своего предшественника. На вооружение их приняли в 1958 году. Параллельно с совершенствованием трубопроводов продолжалось и формирование новых трубопроводных частей.
Развитие трубопроводных войск шло не только в количественном, но и в качественном отношении, что проявилось прежде всего в разработке семейства ПМТ второго поколения. Главная задача при этом состояла в том, чтобы за счет совершенствования соединения труб и обеспечения машинного их монтажа повысить надежность ПМТ и их производительность, снизить затраты ручного труда, сократить штатную численность трубопроводных частей. Результатом проведенной в этом направлении работы явилось изобретение быстроразъемного соединения трубопроводов - "Раструб". Оно в наибольшей степени отвечало предъявляемым требованиям и, что самое главное, было наиболее приспособлено для механизированной сборки и разборки трубопровода. Именно этим соединением оснащены полевые магистральные трубопроводы ПМТП-100, ПМТП-150 и ПМТБ-200, принятые на снабжение соответственно в 1972, 1975 и 1980 годах. Одновременно разрабатывались трубомонтажные машины и насосные установки. В результате на вооружение трубопроводных войск поступили машины МСТ-100, ТУМ-150, ТУМ-150В, ТММ-200, а также новые, более мощные передвижные насосные установки. Появление трубомонтажных машин ознаменовало техническую революцию в области развития сборно-разборных магистральных трубопроводов и принципов применения трубопроводных войск.
- В вооруженных силах зарубежных стран существуют аналоги такой техники?
- Нет, аналогов такой техники в других странах мира не было и нет по настоящее время. К концу 80-х годов наши трубопроводные войска стали обладать лучшими в мире полевыми магистральными трубопроводами. Созданные полевые магистральные трубопроводы и полевые мазутопроводы в сочетании со складскими трубопроводами, комплектами оборудования для заправки кораблей и летательных аппаратов образовали комплекс технических средств, без которого в настоящее время не мыслится успешное выполнение задач по транспортированию горючего и заправке военной техники.
- Сегодня трубопроводные войска используются в интересах экономического комплекса страны?
- Безусловно. В районах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, особенно в Сибири и на Крайнем Севере, найдено широкое поле для их применения. Гражданские организации приобретают реализуемые по конверсии комплекты ПМТ и успешно перекачивают по ним нефть. В Республике Саха (Якутия) с 1996 года ведется сезонная (в летние месяцы) эксплуатация ПМТП-150 протяженностью 110 километров. По нему штатными средствами перекачки подается нефть из глухой тайги (Талаканское месторождение) к терминалу на реке Лена, откуда танкерами нефть доставляется в различные пункты республики. К исходу 2001 года по трубопроводу было перекачано 600 тысяч тонн нефти. В Ненецком автономном округе эксплуатируется в круглогодичном режиме временный нефтепровод Мусюршор-Сандивей протяженностью 50 километров. На направлении Забайкальск-Манчжурия сооружена система из пяти линий трубопровода ПМТП-150 протяженностью по 12 километров для экспортной поставки нефтепродуктов в Китай.
ТРУБОПРОВОДНЫЕ ВОЙСКА ВНОВЬ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ
Они обеспечат потребности ВС и заработают средства на свое содержание
Любая группировка войск даже в мирное время расходует материальные средства в значительных объемах. В условиях ведения боевых действий их расход возрастает многократно. Увеличение потребления материальных средств происходит прежде всего за счет повышенного использования горючего и боеприпасов.
АФГАНСКИЙ ОПЫТ
Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс. тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%. Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода (ПМТ) для подачи горючего войскам.
Строительство магистрали началось в июне 1980 г., а к декабрю - проложена первая линия трубопровода по маршруту: Хайратон - Пули-Хумри общей протяженностью более 250 км. С активизацией боевых действий и увеличением потребления горючего в 1982 г. возникла необходимость сооружения еще одной линии ПМТ по маршруту Пули-Хумри - Баграм (свыше 180 км), а в 1984 г. по этим маршрутам были проложены вторые линии трубопроводов.
На долю ПМТ приходилось около 15% от всего объема доставки материальных средств - от 8 до 12 тыс. тонн горючего в месяц.
К сожалению, до сих пор экономический эффект от прокладки трубопроводов в условиях боевых действий не проанализирован.
ПМТ в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, в то же время потери горючего по трубопроводам (от боевых повреждений) составляли всего 3-5%.
ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Ныне опыт Афганистана практически забыт. Однако специалисты считают, что трубопроводные соединения и части армии, которые относятся к специальным войскам Тыла ВС, могут решить многие, причем не только боевые проблемы.
Основу их технической оснащенности составляют ПМТ, представляющие собой комплекс технических средств для транспортировки горючего в полевых условиях. Сложилась определенная система взглядов на возможные области использования ПМТ, которые могут применяться:
в трубопроводно-складской системе обеспечения войск (сил) горючим;
для подачи горючего войскам (силам) на отдельных направлениях;
в системе технического прикрытия стационарных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов;
для подачи горючего на барьерных участках в составе временных перегрузочных районов;
для подачи горючего и воды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
для подачи горючего, нефти, воды и других продуктов в интересах промышленности и аграрного сектора на коммерческой основе, а также при решении других оборонных и народно-хозяйственных задач.
Первые четыре направления относятся в основном к сфере военного применения ПМТ. Однако это не исключает их применения для выполнения подобных задач и в народном хозяйстве, в регионах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, дефицитом средств подвоза. Результаты исследований показывают, что даже в регионах, где имеются хорошо развитые транспортные коммуникации, доля полевых магистральных трубопроводов и стационарных нефтепродуктопроводов в доставке горючего может достигать 70-75%. Во всех других регионах, где традиционные виды транспорта менее развиты, применение полевых магистральных трубопроводов просто необходимо, при этом их долевое участие в доставке нефтепродуктов может составлять до 85-95%.
Уже многие годы ПМТ успешно эксплуатируются при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, несмотря на то что использование их при тушении пожаров является наиболее экономичным и эффективным способом, чем применение авиации, оно не вошло в повседневную практику специальных формирований.
Крайне выгодно использовать ПМТ для подачи по ним нефти и нефтепродуктов на коммерческой основе. Есть в этой области и другие возможности. Среди них - реализация комплектов полевых трубопроводов, выслуживших установленные сроки; сдача в аренду (лизинг) комплектов ПМТ; возобновление производства ПМТ с привлечением ассигнований заинтересованных ведомств и организаций.
ТЕХНИКА
К сожалению, отсутствие четкой программы развития и совершенствования ПМТ ограничивает возможности их использования в гражданской сфере. Значительная часть имевшихся комплектов полевых магистральных трубопроводов после распада СССР осталась в бывших союзных республиках на западе (Украина, Белоруссия, Прибалтика). Вне России оказался единственный производитель полевых трубопроводов нового поколения и машин для их монтажа - 63-й котельно-сварочный завод в г. Ивано-Франковске. Поступление новых комплектов полевых магистральных трубопроводов на оснащение трубопроводных войск фактически прекратилось.
В начале 80-х годов рассматривалась возможность организации производства трубопроводов с соединением "Раструб" на Северском трубном заводе в Свердловской области. Тогда для этого не нашлось средств, к настоящему времени финансовые трудности в стране усугубились многократно, и вопрос по-прежнему остается открытым.
В 1997 г. 25-м ГосНИИ МО РФ выполнена испытательная работа по оценке технического состояния комплектов полевых магистральных трубопроводов. Требовалось получить рекомендации по их дальнейшему использованию. Работа была инициирована результатами использования комплекта ПМТП-150 выпуска 1974 г. при сооружении временного нефтепровода в республике Саха (Якутия) в 1996 г., в ходе которого из 2916 труб в процессе гидравлического испытания только 5,54% было признано непригодными к дальнейшей эксплуатации. Кстати, следует заметить, что временный трубопровод окупил все затраты на его доставку в район сооружения и обслуживания почти за полгода.
Сегодня около 40% передвижных насосных установок и более 50% трубомонтажных машин ТУМ-150В нуждаются в регламентированном ремонте, а к 2005 г. большая часть технических средств может стать абсолютно непригодной к дальнейшей эксплуатации. Проведение ремонта могло бы продлить срок эксплуатации техники на 15 лет и сократить затраты денежных средств в случае закупки новых не менее чем в 10 раз. Однако отсутствие средств делает проблему неразрешимой.
НОВЫЙ РОД ВОЙСК
Необходимо решить не только технические проблемы, но и определить место трубопроводных частей и соединений в военной организации государства. Конечно, если бы существовала единая система тылового обеспечения (ЕСТО), то вопрос можно было бы решить проще. Например, путем создания отдельного департамента трубопроводных средств.
В существующей ситуации речь можно вести о формировании отдельного управления трубопроводных войск в составе тыла ВС. Конечно, создание нового рода войск потребует определенных затрат, но с приданием ему особого статуса все расходы можно возместить в самые короткие сроки (2-3 года).
В чем должен заключаться особый статус?
Во-первых, в полной экономической и финансовой самостоятельности. Трубопроводные войска должны иметь возможность оказывать платные услуги всем без исключения организациям. При этом большую часть заработанных средств они должны расходовать на совершенствование своих структур и повышение их технической оснащенности.
Во-вторых, особый статус должен предполагать особую организационно-штатную структуру войск. Большая их часть может состоять из гражданских формирований в виде унитарных предприятий различного назначения, а соединения и части - 10-15% общей численности. При этом соединения и части будут использоваться только по планам ГШ ВС, а унитарные предприятия - по планам управления трубопроводных войск и специальным государственным программам.